☰ Меню

Юнгианский анализ и работа со снами

Юнгианский анализ и работа со снами

На протяжении тысячелетий сновидения обладали особым значением и ценностью практически во всех известных нам культурах. На основании сновидений принимались многие важные решения, сновидения открывали человеку прошлое, будущее и настоящее, связывали его с другими людьми и даже с потусторонним миром. Так, древние египтяне считали, что в снах они могут встречаться с Богами, а индейцы Северной Америки воспринимали многие сны как руководства от предков и дружественных духов. Многие туземные народы верили, что через сны можно передать послание другому человеку, находящемуся далеко, или встретиться с ним в сновидческой реальности.

Как бы мы ни относились к снам сейчас, но одно очевидно — сон, это тайна, приходящая к нам из неизвестности. Мы не знаем, откуда на самом деле появляются сны и что они с собой несут. Однако интерес к снам как к жизни души до сих пор остается невероятно высоким. Вся традиция глубинной психологии, начиная с Фрейда, уделяет большое значение сновидениям, видя в них очень важные послания души, пытаясь через сны понять бессознательное человека и обогатить этим его жизнь. В юнгианском анализе сны играют очень важную роль, так как они отражают более объективную установку человека, не отфильтрованную его предубеждениями, взглядами на жизнь, рациональными доводами, прежним опытом. В снах душа предстает наиболее естественной, так как сновидения приходят к нам без каких-то волевых усилий с нашей стороны. Поэтому исследуя сновидения, можно лучше понять, что же происходит с человеком на бессознательном уровне, куда он бессознательно стремится, чего боится, что для него важно. Через сны мы встречаемся с другой личностью человека, его альтер Эго. И благодаря совместному диалогу этой бессознательной личности с нашей сознательной личностью мы в итоге обретаем более широкую жизненную перспективу и более целостный образ себя. Таким образом, работа со снами — это, в сущности, диалог с неизвестным человеком внутри нас. Я бы даже сказала, с целым неизвестным миром.

Существуют разные способы работы со снами в юнгианском подходе.

Один из классических способов связан с интерпретацией сна. Интерпретируя сон, мы можем рассматривать его на объективном и субъективном уровне. Объективный уровень сна предполагает, что персонажи, предметы и ландшафты сна являются отражением внешнего мира и сообщают нам что-то об этом внешнем мире и наших отношениях с ним. Субъективный уровень сна предполагает,  что все персонажи сна являются внутренними фигурами человека, а все элементы сна, включая пейзажи, дома и др. — это психические образы. Сон рассказывает нам о том, что происходит в мире души. Следуя за этим, мы пробуем рассмотреть, какую часть меня олицетворяет каждый персонаж и про какие мои состояния, опыт, жизненную историю говорят окружающие меня во сне вещи.

Любой сон содержит в себе личный и коллективный уровень. На коллективном уровне мы опираемся на значение тех или иных символов сна, которые на протяжении истории человечества наделялись определенными смыслами. Мы называем такую работу амплификацией, что означает «расширение». Мы берем какой-то образ сна и «вглядываемся» в него, связывая этот образ с символами, образами из мифологии, сказок, кино, литературы и других форм искусства. Мы также можем вспомнить какие-то значимые эпизоды истории или культурологические факты. Все, что расширяет индивидуальный образ сна до коллективного поля, является амплификацией. Почему амплификация сна так важна? Благодаря амплификации мы опираемся на более широкий контекст, чтобы лучше прочувствовать и понять свой сон, установить с ним глубинную вневременную связь. Например, если мне снится книга, то, используя амплификацию, я вспоминаю образ священных книг, Книгу Жизни. Такая амплификация поднимает во мне много переживаний и сразу открывает мне другое измерение моего сна. Я могу от простого факта, что мне приснилась книга, начать исследовать свою собственную жизнь в образе книги. И через эту амплификацию мне может прийти более глубокое понимание того, что со мной происходит и куда движется история моей жизни.

Но коллективного уровня сна недостаточно — очень важно удерживать личный уровень сна. Здесь речь идет о том, какие ассоциации вызывают те или иные образы сна у самого сновидца, что для него лично значит тот или иной символ и связь между элементами сна. На этом уровне мы имеем дело с ассоциативной работой. Личные ассоциации ко сну являются необычайно важными, поскольку сон всегда снится кому-то. И именно к сновидцу и обращено послание сна. Так, в примере с книгой я могу вспомнить, что похожую книгу я держала когда-то в руках в доме своей бабушки. И тогда сон отсылает меня к тому периоду жизни, к воспоминаниям о нем. Я могу дальше исследовать, что это была за книга, о чем, как мне жилось тогда у бабушки, какие события для меня связаны с тем периодом. И так далее. Это свободное ассоциирование позволяет не просто раз и навсегда зафиксировать значение сновидческого образа, а делает его путеводной нитью к более глубоким темам, скрытым во сне. Обычно ассоциации и амплификации идут вместе при работе со снами и позволяют получить более объемное представление о том, что же сокрыто во сне клиента.

Юнгианский аналитик Роберт Джонсон в своей книге «Сны. Воображение. Внутренняя работа» (другой перевод «Сновидения и фантазии. Анализ и использование») дает простую и понятную схему работы с образами сна, состоящую из четырех шагов:

        1. Поиск ассоциаций к образам сновидения.

        2. Установление связи образов сновидения с внутренней динамикой.

        3. Интерпретация сновидения.

        4. Совершение ритуалов для закрепления материалов сновидения.

В первом шаге Джонсон предлагает брать каждый отдельный образ сна и к нему добавлять все ассоциации, которые приходят. В итоге получается своего рода «солнышко», где в центре находится символ, который мы исследуем, а от него многочисленными «лучиками» идут все ассоциации на этот символ. Например, слово машина.  Придумываем все ассоциации к слову машина (связь, изменения, передвижение, безопасность, новое и др.). Аналогичным образом разбираем все другие ключевые символы сна. И дальше выбираем от каждого символа наиболее неожиданные, важные и эмоционально заряженные для нас ассоциации и значения, соединяя их в единое послание. Сюда же входят и амплификации. На втором шаге Джонсон предлагает связывать каждый образ сна с тем, что происходит внутри человека, – какую часть меня воплощает этот образ, как процесс, происходящий во сне, связан с тем, что происходит со мной, и т.п. На третьем этапе мы собираем всю полученную информацию в единое целое. Это шаг, связанный с интерпретацией сна. И последний шаг, который Джонсон считает очень важным, – это «привнести» сон в жизнь, использовать некий ритуал, который помог бы проложить мост между сновидческим миром и миром бодрствования. Например, если вам снится сон, исследовав который вы приходите к мысли о том, что недостаточно заботитесь о своем физическом здоровье, игнорируя потребности тела, то четвертым шагом были бы регулярные занятия фитнесом или изменение рациона или еженедельный поход в СПА. «Ритуал – это физическое воплощение изменившейся внутренней установки», – отмечает Джонсон. 

Подробнее об этом подходе в работе со снами можно прочитать в указанной мной выше книге.

При анализе сновидения, однако, очень важно помнить о том, что сон отражает живые процессы, происходящие в душе. Поэтому есть сны, которые не стоит анализировать и интерпретировать сразу, иногда нужно просто с ними побыть, пожить. Бывает, что значение каких-то снов открывается спустя годы, или человек вдруг видит что-то новое в, казалось бы, уже давно понятном ему сне. Если в работе со снами мы больше идем за чувствами и ощущениями, то опираясь на них, мы можем погрузиться в сон, оживив его в реальности. Так, например, если мне приснилась вышеупомянутая книга, я могу просто представить, что я сейчас оказываюсь в своем сне, нахожусь именно в том месте, в котором была во сне, и держу именно эту книгу в своих руках. И дальше мне предоставлено пространство воображения и творчества, чтобы взаимодействовать с этими оживленными образами. Я могу начать рассматривать эту книгу, перелистывать ее страницы, ощущать ее запах, могу оглянуться и посмотреть, где же я нахожусь, что меня окружает и так далее. Через этот подход мы привносим сон в жизнь, придаем ему реальность через буквальное проживание сна наяву. Такой метод мы называем анимацией, от слова «анима» — душа, то есть мы буквально одушевляем сон.

Этот способ работы со снами может показаться более сложным, однако он, парадоксальным образом, является для человека самым естественным и первоначальным. Если вы вспомните свое детство или посмотрите на детей, то увидите, как легко они погружаются в мир фантазии и воображения, как взаимодействуют с невидимыми вещами, при этом испытывая настоящие ощущения и чувства. Вдохновляясь этим методом, юнгианский аналитик Стивен Айзенстат разработал свой метод исцеления сновидениями Dreamtending, в котором душа исцеляется благодаря взаимодействию с живыми образами сна. Его книга «Дримтендинг. Метод исцеления сновидениями» доступна на русском языке и может быть полезна всем тем, кому хотелось бы самостоятельно поработать именно в таком ключе со своими снами.

Также в работе со снами очень хорошо использовать разные формы творчества — игру, рисование, танец, скульптуру, все, что придает форму сну и привносит его в нашу реальность. Можно пробовать представлять себя от лица каждого персонажа или даже каждого предмета и передавать свое послание сновидцу. Такое проигрывание похоже на психодраматическую работу, которую можно делать в группе или одному, использовав для этого игрушки, пустые стулья или просто силу воображения.

Какой бы способ работы со снами вы ни выбрали, важно помнить о том, что сон обретает жизнь и смысл через человека. Как однажды написал об образах сновидений Джозеф Кэмпбелл: «Образы на самом деле ничего не означают; они просто живут, как живем вы и я. И говорят они с тем зерном личности, которое тоже просто живет". Образы сна живут в своем бестелесном пространстве, но благодаря человеку они становятся видимой реальностью — через кино, литературу, живопись, танец, а также повседневную жизнь, в которую мы привносим какую-то частичку нашей души.

автор Элина Соболева